Синдром Аспергера: что это за болезнь, симптомы, лечение, прогноз

Статьи

Что такое синдром Аспергера?

Синдром Аспергера (лат. Asperger Syndrome) — расстройство аутистического спектра.

Этот синдром отличается от обычного аутизма тем, что у больного обычно сохраняются когнитивные и даже речевые навыки.

К «сопутствующим» расстройствам синдрома относятся:

  • атипичный аутизм;
  • психоз;
  • высокофункциональный аутизм;
  • синдром Ретта и некоторые другие.

Пациенты характеризуются трудностями в общении, стереотипным поведением и ограниченными интересами. Эти нарушения являются глубокими и мешают нормальной жизнедеятельности.

Интересно, что заболевание является врожденным, то есть не может возникнуть в результате развития ребенка в первые годы жизни. Однако воспитание и окружающая среда ребенка оказывают значительное влияние на развитие синдрома Аспергера.

Существуют разные мнения о том, как часто синдром Аспергера возникает в детстве. Статистика говорит от 0,36 до 0,71 процента, но эксперты говорят другое число: от 30 до 50 процентов детей, по их мнению, имеют симптомы.

Синдром Аспергера, открытый только в первой половине 20 века, долгое время не привлекал внимания научной и медицинской общественности. У «чудаковатых» детей диагностировали все, от атипичного аутизма до детской шизофрении, а взрослых просто считали людьми с плохими манерами, хроническими неудачниками и беспринципными дармоедами. Настоящая причина странного поведения была обнаружена позже.

Причины синдрома Аспергера

Синдром Аспергера изучается с 1944 года, но с тех пор причины его формирования до конца не изучены. Поскольку заболевание является врожденным, было высказано предположение, что оно является генетическим.

Исследователи отметили, что у носителей синдрома могут быть и другие симптомы, часто в более легкой форме, такие как определенные трудности в общении. На это указывал Ганс Аспергер, изучавший не только своих маленьких пациентов, но и их семьи.

Также было отмечено, что расстройства аутистического спектра имеют схожую генетическую природу.

Современные исследования показали, что непосредственным механизмом заболевания является нарушение нейронных связей в головном мозге, что отличает его от нормального способа управления психической жизнью человека.

Симптомы синдрома Аспергера

Существует множество различных проявлений синдрома Аспергера, и в каждой жизненной ситуации есть свои «причуды».

Однако существуют общие симптомы, указывающие на наличие заболевания. Они начинают появляться с 3 лет. До этого возраста ребенок нормально развивается, т.е. учится сидеть, ходить и говорить в нужное время.

Трудности начинаются на высших ступенях психического развития:

  • Ребенок неохотно идет на контакт с другими. Не общается (или плохо общается) с членами семьи, коллегами по детскому саду и школе. Он не проявляет инициативу знакомства или установления контакта. Вступив в контакт, человек с синдромом Аспергера с трудом понимает эмоции окружающих, не распознает интонации, жесты и мимику, не понимает шуток, воспринимает речь буквально.
  • Речь часто безэмоциональна, слова произносятся монотонно. Ребенок не может найти нужных слов, чтобы объяснить то, что он хочет сказать. По этой причине ребенок считается глупым, школа ставит ему низкую оценку за то, что он якобы не усвоил урок, а на самом деле ситуация обратная — предмет он может выучить быстро (буквально наизусть), но коммуникативные расстройства делают невозможным воссоздание того, что необходимо.
  • С другой стороны, если человек с синдромом Аспергера начинает говорить уверенно, он склонен к длительным монологам. Он не понимает, как собеседники реагируют на его высказывания, интересуются они ими или нет. Ребенок часто не делает зрительного контакта или пауз в речи, необходимых для восприятия его слов аудиторией. Его монолог напоминает проигрывание магнитофонной записи. Самое странное, что говорящий полностью осознает, что общается с другим человеком.
  • Речь людей с синдромом Аспергера выглядит еще более странно из-за почти полного отсутствия мимики и жестов. Даже его взгляд сосредоточен на пустоте во время разговора. Это неестественное отношение можно увидеть даже на фотографиях.
  • Другим основным симптомом является стремление к порядку. Ребенок старается расставить вещи «идеально»: расставляет игрушки по цветам, формам, размерам, расставляет вещи на строго определенные места. Если он оставил вещь в одном месте, а потом кто-то передвинул ее в другое, но очень близко, ребенок может не найти ее, вернувшись. Это также часто встречается у взрослых с синдромом Аспергера.
  • «Аспергеры склонны к «ритуальному» поведению: изо дня в день занимаются одними и теми же делами, живут по строгому распорядку, ходят по одним и тем же улицам и т. д. Многие ритуалы неочевидны — например, ребенок может складывать и раскладывать кости или делать странные тела движений.
  • Носители синдромов часто имеют «однозадачный» менталитет: они, как правило, увлечены одним делом и посвящают ему все свое свободное время. Это увлечение также может рассматриваться окружающими как ритуал, даже если страдалец очень хорошо разбирается в интересующем его предмете. Точно так же при разговоре они не могут говорить о нескольких вещах одновременно, предпочитая придерживаться одной темы за раз.
  • Повышенное сенсорное восприятие — редкий, но распространенный признак синдрома Аспергера. У человека может быть нарушение слуха, очень сильное обоняние, его может раздражать слишком яркий свет или шум. В том же месте можно заметить несколько иной признак: у маленького «аспергера» может быть, например, абсолютный музыкальный слух без какой-либо предварительной музыкальной подготовки.
  • Физическая неловкость, неуклюжесть. Многие навыки сложны для человека с этим синдромом, например, езда на велосипеде.

Конечно, перечисленные выше симптомы могут возникать и у нормальных людей спонтанно или в результате острой ситуации (например, нервного срыва, усталости или отчаяния).

О синдроме Аспергера говорят, когда несколько симптомов проявляются одновременно, они ярко выражены и стойки.

Диагностика

Диагностика синдрома Аспергера на самом деле является сложной задачей. В нем принимают участие специалисты из разных областей – психологи, психиатры, неврологи, генетики. Необходимо мультидисциплинарное тестирование, поскольку симптомы схожи с симптомами других заболеваний.

Диагностика детей

Важно как можно раньше обнаружить симптомы у детей, так как тогда их легче лечить. Диагноз ставится путем беседы с ребенком, включающей тесты и игры.

Кроме того, специалист беседует с родителями ребенка для получения информации о поведении ребенка дома, в школе и в повседневной жизни. Родители также могут узнать о симптомах этого синдрома у своих детей.

Диагностика взрослых

Синдром Аспергера труднее диагностировать у взрослых, так как симптомы заболевания меняются с возрастом. Однако существует множество методов диагностики этого расстройства у взрослых. К ним относятся стандартизированные тесты:

  1. 1.Тест. На основании анализа взгляда пациента. Обследование часто проводится с помощью фотографии. Как упоминалось ранее, зрение человека с этим синдромом невыразительно и не смотрит в никуда.
  2. 2.Тест. Он определяет степень эмпатии — эмоциональное развитие субъекта. Люди с синдромом Аспергера «имеют более низкие баллы по этому тесту, чем здоровые люди».
  3. 3.Тест. Указывает на наличие ритуального поведения, «фиксации».

Лечение синдрома Аспергера

Поскольку синдром Аспергера является генетическим заболеванием в области «психологии», для него не существует медицинского лечения.

Однако существуют лекарства для лечения сопутствующих состояний, таких как нервозность, депрессия, нарушения сна, невнимательность и склонность к членовредительству. Некоторые лекарства могут даже исправить повторяющееся поведение и модели поведения.

Основными методами лечения синдрома Аспергера являются когнитивно-поведенческая терапия, трудотерапия и обучение социальным и коммуникативным навыкам. Существуют также лечебные упражнения, помогающие исправить координацию движений и улучшить сенсорные способности.

Рекомендуется помощь логопеда, который поможет развить у ребенка навыки передачи эмоций и трансляции живой и выразительной речи. Дополнительно необходимы психолог и логопед, чтобы научить ребенка привыкать к окружающему миру.

В идеале лечение синдрома должно быть смешанным: психологические, поведенческие и когнитивные подходы должны сочетаться с поддерживающими препаратами для улучшения самочувствия пациента.

Лечение и диагностика синдрома Аспергера у взрослых намного сложнее, чем у детей. В основном это связано с тем, что взрослые с РАС являются зрелыми людьми, критически относятся к любым попыткам лечения и часто не признают свое состояние болезнью.

Прогноз

Синдром Аспергера, в отличие от обычного аутизма, не создает непреодолимых препятствий для нормального функционирования. Слух о том, что все без исключения синдромы Аспергера обладают высоким интеллектуальным уровнем, безусловно, не соответствует действительности: по статистике большинство носителей этого синдрома имеют средний IQ.

Однако особенность мышления «аспергерианцев» в том, что им легче даются точные науки, в том числе и программирование. Именно среди именитых программистов довольно высок процент людей, страдающих синдромом Аспергера. Но и в других областях люди с этим синдромом добились выдающихся результатов.

Существует мнение, что полное излечение от синдрома Аспергера невозможно, и что лечение доступно только для облегчения негативных симптомов. Однако в жизни это не имеет особого смысла, поскольку многие люди с синдромом Аспергера становятся полноправными членами общества; кроме того, им легче вооружиться некоторыми навыками, необходимыми в современной экономике, такими как системное мышление, быстрый поиск информации; Люди с синдромом Аспергера — честные и прилежные сотрудники, глубоко увлеченные своей работой.

Помогает в карьерном росте, в построении карьеры. Нормальный, а в некоторых случаях и высокий интеллект позволяет им корректировать и исправлять недостатки собственного мышления и поведения.

Однако многим носителям синдрома Аспергера приходится часто консультироваться с психологом или психотерапевтом, чтобы успешно жить в обществе. Законы современного мира таковы, что выявляют расстройства, характерные для «аспергера», и затем становятся серьезным препятствием при поступлении в вузы, трудоустройстве и других ситуациях.

Ведь сегодня коммуникативные навыки, гибкость ума и способность приспосабливаться к быстро меняющимся обстоятельствам ценятся не меньше (а зачастую и больше), чем профильное образование и феноменальные способности в какой-либо сфере. «Аспергеры», способные процветать в идеальных условиях, испытывают трудности там, где строгие законы реальности не соответствуют идеалу. Также и в этом случае неоценимую помощь может оказать психотерапевт, обучающий правильному обращению с окружающей средой.

Симптомы синдрома могут быть различными, иногда даже противоречивыми. Например, у большинства «аспергеритов» наблюдается чрезмерная склонность к упорядоченности, размеренности и аккуратности, но у некоторых больных наблюдается обратное — полный хаос, неумение упорядочивать свою жизнь и мысли.

Некоторым людям с этим синдромом не хочется ни с кем общаться, другие стараются общаться со всеми подряд, не обращая внимания на реакцию собеседников. Следовательно, прогноз для каждого случая может быть разным: один «аспергерист» может достаточно легко приспособиться в жизни и стать самостоятельной личностью, а другого необходимо опекать на протяжении всей жизни.

Люди с этим синдромом могут создавать семьи, хотя многие из них остаются одинокими. Если у одного или обоих партнеров в семье синдром Аспергера, у них могут возникнуть проблемы с пониманием друг друга. Чтобы этого избежать, разговоры партнеров должны быть точными, а не завуалированными. Больной человек все равно будет говорить, но партнеру, если у него нет синдрома Аспергера, потребуется некоторое обучение.

Особого внимания заслуживают дети с синдромом Аспергера. Даже самым талантливым людям нужна большая помощь – правильное обучение и присмотр специалистов. Неясно, помогут ли их врожденные таланты юным «аспергерам» найти свой путь в жизни или даже преуспеть в школе. Нередко такой ребенок становится изгоем в классе.

Странное поведение становится предметом насмешек, с ним никто не хочет дружить и общаться, его оскорбляют, а за хорошие оценки и демонстрацию знаний он получает вредный ярлык «ботаник».

Учащийся с синдромом Аспергера может очень хорошо разбираться в одном предмете, но сильно отставать во всех остальных. Это может выглядеть странно, и учителя могут подумать, что он/она трудный ребенок. Он также может быть занят другими делами в классе, такими как сочинение стихов или рисование, и если учитель делает ему замечание, он может реагировать непредсказуемо, обидеться или начать скандал.

Более того, не все «таланты» ребенка с синдромом Аспергера на самом деле законны и нужны обществу. Например, ребенок может запоминать маршруты движения, номера проезжающих машин и другие не относящиеся к делу вещи, отдаваясь этому со всей серьезностью. В этом случае важно как можно раньше направить способности ребенка в нужное русло и постараться задействовать их, например, в математике.

Важно не ограничивать ребенка в обучении и социальных возможностях, а поощрять его интеграцию в нормальное общество. Перевод ребенка с синдромом Аспергера в коррекционный класс или изоляция его от сверстников является серьезной ошибкой и может усугубить течение болезни. Должен находиться в нормальной среде, но учителя и одноклассники должны знать, что у ребенка есть инвалидность.

Объясните другим, что если ребенок не выражает свои эмоции и чувства, это не значит, что он их не испытывает: люди с синдромом Аспергера, особенно дети, часто чувствуют глубже, чем их «нормальные» сверстники, и поэтому более чувствительны.

КГКБ № 2